17 августа 2012, neva24
Поэт и лидер петербургской панк-группы "Последние танки в Париже" Леха Никонов рассказал, на чем пиарятся музыканты, чем живет провинциальная молодежь и когда произойдет революция в России.
В Петербурге пройдут концерты "П.Т.В.П." под названием "Два концерта/Шесть альбомов". Это какое-то подведение итогов?
Нет. Мы так делали уже несколько раз. Два года подряд мы играем два концерта в два дня. В этом году хотели сделать даже три подряд, но потом подумали, что это будет перебор. Учитывая, что у нас в основном короткие песни, то это будут концерты по полтора-два часа. А как только возникают мысли об итогах, то можно уже завязывать с рок-н-роллом.
То есть группа находится в постоянном развитии?
Я надеюсь, но об этом могут судить только слушатели. Мне очень хочется самому понимать это и знать. Но слушать, например, Васю Пупкина я не буду. А вот если бы мне сказал Артур Рембо: "Леха, что-то ты в этой фразе накосячил", я бы, конечно, очень сильно переживал.
Рембо уже вряд ли может что-то сказать, а если брать современников, чье мнение для тебя авторитетно?
Моих друзей, которые узнавали жизнь не по книжкам, а на собственном опыте. Среди них есть и охранник, и руководитель строительной фирмы, третий вообще в лесу живет, читает Монтеня. Мнение моей группы, конечно, для меня важно.
А если брать музыкантов, кто тебе интересен? Кого ты сейчас вообще слушаешь?
Сложный вопрос. На русском языке я сейчас почти ничего не слушаю. Из старого - "Соломенные еноты" и кое-что из "Гражданской обороны". Летов настолько повысил в текстах смысловую планку... Что касается его идей, они мне глубоко чужды, но как творческая личность это большой человек, у которого многому можно поучиться. Из зарубежных могу назвать огромный список.
Кстати, почему российские музыканты в основном слушают западных исполнителей? У нас все так плохо?
Зависть и у нас все так плохо. Я к этой среде не принадлежу, я - поэт, поэтому могу на это смотреть со стороны.
В июне отмечали 50-летие Цоя, по всему городу развесили плакаты. Возникло ощущение, что из него просто делают какого-то героя. Как ты относишься к такому, когда музыканта возводят в культ?
Куль личности уместен в политических случаях, как это было во время Великой Отечественной войны. Без культа личности мы бы вряд ли выиграли эту войну. Это нужно осознавать, и если иметь интеллектуальную совесть, то признавать это открыто. Что же касается искусства, то искусство вне закона, поэтому тут уж как у каждого судьба складывается, тут нет никаких рецептов.
А у тебя есть ощущение, что твоя группа и ты - уже легенды петербургской культуры?
Да ладно, какая я легенда? Я хожу в клуб "Цоколь", пью чай с молоком, езжу на велосипеде, кто я?
Не могла не спросить про Pussy Riot. С художественной точки зрения как ты оцениваешь их акцию?
Ноль. С точки зрения тренда, пиара – 100. Но за то, что люди играют плохую музыку, семь лет тюрьмы давать, по-моему, нелепо. Да, они стали лакмусовой бумажкой между антиклерикальной частью общества и теми, кто считает себя религиозными. Но именно эта часть общества, которая настроена религиозно, была когда-то настроена точно так же по отношению к светлому будущему под названием "коммунизм". Разница в парадигме, которую они поменяли. РПЦ с постоянством, делающим ей честь, со времен Ивана Грозного лижет зад у власти, с чем мне и хочется ее поздравить. Что не означает такого же моего отношения к Христу.
То есть ты согласен с тем, что сейчас происходит сближение власти и РПЦ?
Оно неизбежно, если империя не хочет развалиться. Тем не менее она разваливается. Почему это происходит? Цементировала империю статья о ведущей роли коммунистической идеологии. Ее отменили, с тех пор развал стал неизбежен, и сейчас он продолжается. Они пытаются зацементировать это с помощью РПЦ. Это кончится для них самыми ужасающими последствиями. Они забыли 1917 год, что народ делал с попами и с иконами. Пусть они это вспомнят и поймут, в каком государстве и в какое время мы живем.
На твой взгляд, революция в России неизбежна?
Естественно, это вопрос времени. Мое глубокое убеждение, что те первые дни у Гостинки в декабре, когда не было еще политических шулеров, можно было еще что-то сделать. Я сейчас не хочу говорить, что именно, так как мы живем в стране, где действуют фашистские законы, и за то, что ты говоришь, могут посадить. Но как только за дело взялись провокаторы и шулеры, мы получили главу оппозиции Ксению Собчак и представителя демократии в виде Григория Явлинского. Общество сейчас никто не представляет. И вот эти плакаты с надписями "Вы нас не представляете", они были адресованы не только Путину, они были адресованы и оппозиции. Общество не имеет четко заявленной программы. Мы можем полагаться только на левую составляющую. Пока левая часть протестного движения не отмежуется, мы будем постоянно иметь то, что мы имеем: возмущение народа - три дня - шарлатаны и провокаторы - возмущение народа - три дня - шарлатаны и провокаторы. Народ их поддерживает только в Москве, потому что они не дали никакого лозунга. Нет идеи, которая бы отражала то, что чувствует народ.
Сегодня деятели культуры включаются в политическую жизнь...
Нет, это жизнь сама включает их в это. Им это не надо. Они что, только сегодня увидели, что Путин негодяй? Они что, десять лет не видели этого ничего? Где были их глаза? Где были их уши? Почему это за один год вдруг передумали? Это я пытаюсь понять, и хотелось бы, чтобы и другие задумались.
Но должен ли поэт, музыкант этим заниматься?
Это его личное дело. Тут нет законов. Набоков считал, что нет. Достоевский считал, что да. Я считаю, что не должен, хотя при этом я включен в этот процесс. Мы находимся сейчас на таком этапе исторического развития нашей страны, что, хотим мы этого или нет, политика будет двигать нашими поступками. И наконец-то это началось, десять лет оппортунизма закончились, и власть теперь будет иметь дело с очень серьезными проблемами.
Протестные выступления музыкантов - это искренно или это больше все-таки пиар?
Сейчас это тренд, и для кого-то это стало возможностью заработать деньги, я не буду называть имен. Но это кончится через полгода-год. Людям надоест, любые тренды быстро исчезают.
Молодежь, по-твоему, становится более политизирована?
Это очевидный факт, и это будет продолжаться.
Но молодое поколение сейчас часто обвиняют в том, что они превращаются исключительно в потребителей: модные бренды, отдых...
Ты говоришь о молодежи среднего класса, детях чиновников, так называемых мажорах. Но их всего 2%, по ним ГУЛАГ плачет. Я говорю о молодежи, которая работает, о молодежи, которая живет в провинции, которая пьет целыми днями. А пьют они не потому, что они такие тупые и, как часто их называют, быдло. А пьют они потому, что нет вариантов. Это Пугачева может орать по телевизору: зачем вам наркотики, съездите на Таити, расслабьтесь. Но нет денег на Таити, есть деньги на чек героина.
У нас сейчас население берет ипотеки, машины в кредиты...
Это временно. При НЭПе то же самое было, потом им Сталин устроил рассрочку, квартиры в районе Колымы.
А у тебя никогда не было желания уехать из России? Жить, например, в Париже?
Было, у меня друг-художник уехал в Роттердам. Он паковал чемоданы, и я должен был с ним ехать, но я остался. Мне казалось, что там больше свободы. И сейчас мне кажется, что свободы там больше, но независимости меньше. У нас свободы меньше, но независимости больше.
Есть любимые места в Петербурге?
Да, очень много: Дворцовая набережная, канал Грибоедова, Смольный собор, улица Некрасова, вся Фонтанка, Мойка в районе Эрмитажа, Приморская, Фрунзенская, там много конструктивистской архитектуры.
Для Петербурга сегодня стала актуальна проблема уничтожения исторического центра. Ты лично ощущаешь, что старый город разрушается?
Да, конечно. Недалеко от Смольного построили стеклянное здание. За два года там продали 15 квартир, а в нем их 120, там квартиры стоят безумных денег. Уродство московское из стекла и стали. Зачем это нужно было делать, там даже никто не живет. Да, нам показали: мы - элита, а вы- народ, и каждый сверчок знай свой шесток. Но они забыли, что народ всегда побеждал. И когда мы их всех отошлем в ГУЛАГ, то сделаем в этом здании детский дом.
В Петербурге тема гомосексуализма стала крайне актуальна, закон приняли, запрещающий пропаганду. На твой взгляд, это нормально, когда общество так волнует этот вопрос?
Я думаю, что всем этим депутатам, которые этот вопрос и поднимают, и опускают, им нужно пройти достаточно глубокий курс психоанализа. Сходить в клуб "Голубая устрица", расслабиться, признаться наконец-то самим себе в том, что они латентные гомосексуалисты, порвать свои депутатские мандаты и пойти сажать капусту.
Чувство патриотизма тебе присуще?
Сложный вопрос. Лев Толстой назвал чувство патриотизма последним прибежищем для негодяев. Но кто бы я был без России? Никто. Для меня Россия - это мой язык. С одной стороны, есть ощущение: империя, Россия, Пушкин - мы должны это сохранить. С другой стороны, я же не идиот и понимаю, что сдаваться с поднятыми руками не дело, а с третьей стороны, я митинги презираю, а с четвертой, когда вижу настоящие волнения, хочется взять пистолет и побежать.