Интервью для Виктории Нахалёвой
21 апреля в клубе «Космонавт» состоялась панк-опера «Медея. Эпизоды».
«Медея» – это режиссура уже почти русского итальянца Джулиано Ди Капуа, сценография Павла Семченко, музыка группы Uniquetunes, невероятная игра Илоны Маркаровой, и, конечно, монологи поэта Алексея Никонова, интервью с которым-ниже.
-Алексей, расскажи об истории создания поэмы и спектакля «Медея».
-Первая пульсация этой поэмы произошла в Роттердаме, где я был у своего друга-художника, и начал писать там короткие прозопоэтические куски. Был написан черновой вариант первого акта, и я тогда уже примерно понимал идею поэмы, к несчастью, не понимая на тот момент ни её формы, ни финала. Потом я вернулся в Питер и мне предложили написать о Медее пару диалогов для камерного спектакля. В начале я, конечно, скептически к этому отнесся – хотя я люблю писать на заказ, это в определенном смысле дает некую широту-когда тебя ограничивают формой, ты можешь писать то, что интересно именно тебе, но через заявленный сюжет и таким образом ты выявляешься ярче... Так вот ... чёрно-фиолетовой, громыхающей от грозы ночью, полтора года назад меня посетили Джулиано и Илона и буквально потребовали написать монолог на тему известного мифа... Я написал за ночь... И тут мы начали понимать, что это не может быть камерный спектакль – и стали по-тихонечку думать, что делать дальше. В результате-мы имеем то, что имеем-12 человек на сцене, две группы, тридцать два килловата звука и безупречную игру Илоны Маркаровой.
-Видишь ли ты кого-нибудь в роли Медеи, кроме Илоны?
-На данную минуту нет.... Я вообще «Медею» писал с нее фактически, с ее жестов, мимики, с ее внутреннего состояния-как я понимал его на тот момент.
-Планируешь выпустить «Медею» в печатном виде?
-Конечно.
-Когда?
-Хочешь рассмешить Бога-расскажи ему о своих планах. Я встал на третьем акте годом раньше, но счастливый момент был для меня 5 дней назад, когда мы с ПТВП играли концерт в Самаре... и после... уже ночью меня разбудили фанфары финала... – я вдруг понял как я закончу свою «Медею». В принципе, к третьему акту наброски уже готовы, Медейские монологи написаны. Все-равно что-то сдерживало.. Но в ту удивительную ночь я вдруг отчётливо, как на проявленном фотоснимке – понял, какой будет финал, а это,считай, пол-дела. Для меня, по-крайней мере. В идеале я бы, конечно, хотел до лета закончить, потому что «Медея» – это не только поэма. Как всегда у меня, сборник, с на этот раз 80-90 стихами, и, привязанная к ним поэма. Я сторонник гипертекста ... это и будет гипертекст.
-Участвовал ли ты в постановке спектакля?
-Да, мы провели ни одну ночь в жесточайших спорах о том, что мы вообще будем делать. Я, на самом деле, в начале видел Медею совсем другой. В большей степени я полагался на театральное чутье Джулиано, потому что в этом смысле я дилетант. Хотя это тоже хорошо, потому как кое-какие мои дилетантские идеи вроде бы как были приняты, за что я ему очень благодарен.
-Насколько долго зритель будет иметь возможность посмотреть спектакль?
-Ну это не ко мне вопрос. Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить. Мне кажется, все зависит от ситуации в обществе.
-В сети есть короткометражные фильмы о тебе, о Последних Танках в Париже. Легко ли ты соглашаешься на участие в таких проектах?
-Да, вообще легко. Вот у нас снова новый проект... магбет 16 мая – в Малой Филармонии, но это не шекспировский макбет, это мой, личный. И там будет Настасия Хрущёва, великолепный композитор и пианистка.... она написала музыку к моим текстам; так же будет камерный ансамбль, и я буду читать соответственно. В рамках акции Оупен дорс ... в малой филармонии... Я большой любитель бинарности... мы,например, можем сделать с Глебом песню – Делайте бомбы, с внешней попсовой формой, потом на следующий день я иду играю на бас-гитаре в группе «Ошибка пролетариата», а недавно мы в Самаре записали альбом потому, что было нечего делать и назвали проект «Моя мама вся в часах»... записали за два часа. Там был Денчик, я, и наш звукорежиссер, а так же два пацана из Самары.
-По поводу Глеба. Может быть ты знаешь, недавно был музыкальный ринг с участием его нынешней группы и группы Ранетки. Что думаешь на этот счет?
-Глеб мне симпатичен, я не хочу это комментировать, потому что очень хорошо отношусь к Глебу Самойлову. Я не видел эту программу...Он, очень талантливый человек, с ним было очень легко работать. Когда мы записывали песню, мы нашли общий язык, это видно в маленьком фильме, который почему-то все считают клипом. Мы понимали друг друга с полу-слова во время записи, и мне это понравилось.
-У тебя есть любимый персонаж в кино? Кого бы ты хотел сыграть?
-Г. Г...-Я бы сыграл Гумберта...
-Если бы тебе предложили снять игровой фильм о тебе, о твоей поэзии, о твоей музыке, ты бы согласился?
-Да ради Бога. Это будет рано или поздно...
-Мне кажется, лет через 20 Безруков будет первый претендовать на эту роль)
-Не приведи Господь.
-Есть ли какой-то вопрос, который бы ты задал Богу?
-Я не комментирую религиозные вопросы.
-Как ты считаешь, люди должны быть самими собой или все-таки стремиться к совершенству?
-В социуме?
-Ну да.
-Мне кажется,это дело каждого. Одному нравиться сидеть дома, смотреть телевизор, другому на скейте кататься, третьему на сцене выкобениваться... Главное, чтобы, конечно это было творческой работой, что-то производили, делали...Стихи, сталь, хлеб, книги.....Но у нас таких людей в стране, к сожалению,мало, а большую часть составляют такие люди,которых я называю «препонистами». Которые ставят препоны.. например, таможенники, учителя, мусора, бюрократы... все, кто к кормушке государственной приписаны... Их много... бездельников.. Так ладно б бездельничали-.. они-то мешают нормальным людям жить и делать, то что они считают своим делом....и делают его...А эти?....
-Что ты думаешь о современном образовании?
-К сожалению, я с ним не знаком. Я получил образование восемь классов очень давно, с тех пор в школе я ни разу не был...А!...не...-один раз был- я читал там лекцию по немецкой экспрессионисткой поэзии...., в конце 90-х.
Обо мне говорят –Ооо, стихи Никонова, это такой упадок, это вообще позор для страны, как вы можете его читать.. Но так говорили почти про всех поэтов, и про Мандельштама, и про Маяковского, и про Крученых.. И кого только не поливали. Я конечно в классики не лезу...это было бы смешно... Я об отношении общества к поэту,говорю.. В принципе, я кэтому отношусь совершенно спокойно. Плохой я поэт, или хороший, судить не мне на самом деле..
-Если бы тебе предложили преподавать, что бы это было?
-История поэзии. Наверное даже не поэзии, а скорее история литературы. Русской.