Интервью удалось взять у Лёхи перед началом литературного вечера. Пока зал томился в ожидании, мы мило общались с Никоновым о его творчестве, о рок-музыке, о жизни и о животных. В общем, сейчас сами всё увидите...
Здравствуйте, Алексей и у меня первый вопрос. Какова роль слушателя в поэтическом диспуте ("Секреты Нехардкора")?
Выяснилось, что никакой.
Происходит ли взаимодействие, диалог между тобой и слушателем?
Они слушатели, я – читатель, они пришли меня слушать – в этом и состоит взаимодействие. А диалог происходит в зависимости от того, располагает ли к этому ситуация или нет.
Открывает ли Интернет новые возможности в плане доведения материала до слушателя?
Безусловно, мы записали 3 недели назад EP "Репортаж с петлей на шее", а на сегодняшний день его послушало 5 тысяч человек. Естественно, что 5 тысяч дисков за такое время бы не разошлось. Я считаю, что сейчас нет смысла писать диск – все равно все качают из Интернета. Диски сейчас пишут только для понта.
Это еще связано и с распространением пиратства в нашей стране?
Нет, не только поэтому. На Западе тоже так – все скачивают песни из Интернет-сборников.
А вы сами пользуетесь Интернетом?
Нет. Я даже телевизор не смотрю.
Кто автор идеи "Плохого интервью" (В Контакте)?
Автора никакого не было. Я отвечаю на любые вопросы, которые мне задают в сети. В прошлом году я просто поставил перед собой камеру и записал свои ответы на видео. А в этом году пришел парень и предложил записать этот процесс (Примечание: оператор "IL:CORE").
Получилось здорово.
Это больше его заслуга, чем моя.
Что для Вас является показателем качественного музыкального продукта?
Честность и искренность. Я бы сказал еще простота, но не все музыканты просты.
Кто (или что) оказало влияние на Вас как на поэта?
Все поэты, которые "писали для меня" стихи, которых я читаю.
Например?
Рембо, Гийом Аполлинер, Бродский, Слуцкий, Буковский, Крученых, Каменский, Мандельштам, Багрицкий, Заболоцкий, Верлен, Стефан Малларме, Эдгар По...
Пожалуй, хватит.
Хватит? Ну ладно, а я только начал.
Александр Башлачев – один из величайших поэтов эпохи 80-х годов, говорил, что "каждому человеку отпущена определенная доля творчества, которую он получает в течение всей жизни по чуть-чуть. Но если человек очень захочет и очень попросит, то все это ему будет выдано сразу". Согласны ли Вы с этим утверждением?
Интересно, откуда он это узнал. Вообще, я считаю домыслом, что творчество и талант даются свыше. "Дар свыше" - придумано для прекрасных душ, чтобы побольше "бабок" грести. Знаешь, сколько Некрасов зарабатывал за свои стихи?
Нет. Много?
Очень большие деньги. Взять хотя бы то, что он за ночь в карты проигрывал по 80 тысяч, а корова в то время стоила рубль.
Есть ли у группы ПТВП творческое кредо, которому она не изменит ни при каких обстоятельствах?
Играть, то, что мы хотим, и не потокать ничьим упрекам – "а почему вы не записали как в тот раз". Потому что мы не хотим, как в тот раз.
Знакомы ли вы с творчеством самарских рок-групп?
К сожалению, нет.
Я заметила, что вы много говорите о философии. Каким должен быть философ?
Я считаю, что философ – это, прежде всего, теоретик, и он не может изменить мир, и то, что происходит вокруг него. Для этого они "бегут" к поэтам или художникам. И из-за этого философия себя исчерпывает.
А в настоящее время?
В настоящее? Ты знаешь хоть одного современного философа?
Нет.
Сейчас их нет. А, например, Фуко, Сартр и Камю, на мой взгляд, не имеют к философии никакого отношения. Они занимались опять-таки выбиванием денег и использованием обывательских вкусов французских буржуа.
Когда Вы начали писать, как пришли к этому?
Как я уже говорил, мы выпустили EP "Репортаж с петлей на шее", там есть песня "Грязные 17" - мое первое стихотворение было написано в 17 лет.
Почему-то она мне больше всех нравиться на альбоме.
Это единственная моя песня. Остальные ребята писали. И последняя, естественно, Редта (примечание: лидер группы "Химера" Эдуард "Рэтд" Старков (08.07.1969 - 23.02.1997)).
Очень здорово, что вы включили эту песню в альбом. Я думаю, это возродит интерес к творчеству "Химеры" и персоне самого Эдуарда Старкова.
Да, мы для этого и записали ее, чтобы показать, какой большой поэт был "Рэтд". Многие этого не понимают. А сейчас я с интересом читаю в Интернете комментарии – "чей текст в Репортаже с петлей на шее? Не может быть, чтобы Никонов поднялся до такого уровня". И это хорошо, когда люди начинают интересоваться такой музыкой. Удивляет другое, почему, если я "поднялся до такого уровня", автор этого комментария до сих пор не знаком с творчеством "Химеры".
Что вы ожидаете от сегодняшнего выступления?
Ничего. А что я могу ожидать. Моя задача – прочитать стихи. Зачем вообще что-то ожидать? Если в жизни и случаются приятные неожиданности, то потом они все равно заканчиваются неприятностями.
Недавно пересматривала твоё интервью на канале "A-One" и в нем ты говорил, что не любишь немецкую литературу. А как же Гёте?
Ненавижу. Пытался читать "Фауста" - по-моему, ерунда полная.
Для чего, по вашему мнению, нужны законы?
Для того, чтобы нефть качалась и "бабки" наживались определенными слоями населения. Впрочем, еще в XIX веке было сказано: "Суровость законов российских искупается необязательностью их выполнения".
А давно вы живете в Питере?
С 2003 года. По-моему, это единственный город, в котором можно жить.
Тот же Башлачев сказал, что в Москве можно жить, а в Ленинграде стоит жить.
По-моему в Москве вообще невозможно жить. Если ты начинаешь жить в Москве, то на первый план у тебя встает денежный вопрос, и ты свободу меняешь на деньги.
Вы специально занимаетесь поиском музыкальной и поэтической формы или это происходит по наитию?
Только специально. Никакого наития вообще. Никогда.
В чем главная особенность нового EP "Репортаж с петлей на шее"?
Моя только одна песня, остальные писали ребята. Я приходил на репетиции, они играли, я говорил: "нормально, пишем". Окончательно слова дописывались непосредственно перед записью. Изначально мы хотели записать только одну песню - "Репортаж с петлей на шее", потому что я ей мучаюсь уже много времени. А наш звукорежиссер предложил записать все песни, который мы решили не включать в следующий полноценный альбом. И в итоге, их накопилось девять. Строго говоря, альбом начинается с трека "Сладкая дурь", потому что предыдущие 3 трека, включая рингтон-версию песни "Утро всех рабочих дней", очень короткие по времени. Мы целенаправленно решили сделать нечто похожее на EP, а не на альбом, но, при этом, не утеряв его целостности. 9 треков – 9 кругов ада.
Какой самый лучший альбом у ПТВП, по вашему мнению?
Следующий. Мне очень нравятся песни, которые туда войдут.
Когда он выйдет?
Не хочу загадывать. Потому что, когда загадываешь, никогда не получается.
А что за случай с кражей имени вашего нового сайта?
Да, действительно, украли наше название какие-то ублюдки. Мы хотели открыть новый сайт, а кто-то уже использовал наше имя. Мы позвонили этому чуваку, а он попросил 2000 $, ну я его и послал. И после этого мы что-то говорим об авторских правах!
Я заметил, что на концертах вы обзавелись профессиональной аппаратурой – пульты, примочки?
Да, но это больше не ко мне. Этим "Бендер" занимается (примечание: Антон "Бендер" Докучаев – гитарист группы ПТВП). У Егора (примечание: Егор Недвига – басист группы ПТВП) комбик "Ampeg" сейчас. Он о нем мечтал шесть лет. Просто сейчас концертов играем больше, деньги появились – решили купить аппаратуру, чтобы звучать, как хотим.
Я слышала, что вы не очень любите писать, но вам это нужно. Откуда берется вдохновение?
В детстве я вообще не любил стихи. Нет никакого вдохновения – садишься и пишешь. Написал, не понравилось – выкинул.
А кто-то мимо проходил, поднял и опубликовал=)
Да, у меня так было с тремя стихотворениями. Я об этом жалею.
Это ваша идея или организаторов разбрасывать листы со стихотворениями в зрительный зал?
Скорее организаторов. Когда я пришел, они мне распечатали весь текст, а я же не все буду читать. Оставшиеся листы пусть достанутся зрителям.
Мне досталось стихотворение "Это было под Выборгом".
Хорошее стихотворение, вчера в Екатеринбурге я его читал. А так как в Самаре со стихами я впервые, решил включить в выступление только те стихи, в которых я чувствую себя, как рыба в воде, те, которые мне нравятся. Если я сегодня прочитаю все стихи, то когда я приеду во второй раз, мне придется менять программу.
А как Вам в Самаре, понравились?
В Самаре я пока ничего не видел. Только немного по набережной проехали.
А я помню, когда была в Самаре презентация альбома "Зеркало", вы гуляли по Ленинградской с Егором и нашими самарскими ребятами.
Значит, просто забыл. Очень много городов – сложно все запомнить.
У меня вопрос, на который вы прямо не ответили в интервью каналу "A-One" - про веру в Бога.
Я никогда не отвечаю на вопросы о религии. А зачем смешивать литературу и религию? Ты же сам сказал – мы говорим о поэзии. Ты говоришь с поэтом, а не с монахом.
Как вы относитесь к рок-музыкантам 80-х годов? Навеяло д/ф "Погружение", в съёмках которого участвовали ПТВП.
Неоднозначно. Могу выделить разве что Майка Науменко. А "Погружение" видел всего пару раз, девчонки, которые его снимали, потом нам показывали.
А Цой, например?
Ничего не имею против группы "Кино", но мне только альбом "Ночь" нравиться, потому что он больше всего на группу "Cure" похож.
Цоя еще обвиняли в подражании "Duran-Duran".
Да, они хотели им подражать, но у них не получилось, мне Тропилло рассказывал (примечание: культовый питерский звукорежиссер Андрей Тропилло записывал андеграундные рок-группы 80-х – "Кино", "Зоопарк", "Аквариум", также записал несколько альбомов группы ПТВП). Они хотели сделать на записи похожий звук, но в то время это было невозможно, так как был один аппарат на весь город. Хотя "Кино" я уважаю за то, что в то время они единственные играли современную музыку, а все остальные переигрывали западный heavy-metal и рок самого худшего пошива.
Я думаю, Майк Науменко был самый самобытный автор из рока 80-х.
Просто он впервые придумал петь на русском языке, до этого все пели на английском. При этом, он никогда не строил из себя умника и писал простые песни о простых людях. И это делает ему честь.
Я слышал, вы работали журналистом?
Да, полтора года, в местной Выборгской газете. Потом меня оттуда выгнали – статьи были слишком жесткие, слишком много мата. Я как русский поэт хочу говорить на языке своего народа, мой народ ругается матом, что ты предлагаешь делать? Вообще, я не очень люблю людей...И животных.
А животные-то в чём провинились?
Да нет, я только домашних животных не люблю.
Стало быть, у Вас нет домашних животных?
Нет, ну кроме моей девушки =) Я не люблю животных – от них воняет, за ними надо дерьмо подтирать, а потом они еще и дохнут и их нужно хоронить.
На этой лиричной ноте нас прервали организаторы, решившие наконец-то начать вечер. Мы поблагодарили Лёху за интервью, но не прощались, а отправились в зал, чтобы продолжить наше едва начавшееся "знакомство"...
С Лехой Никоновым беседовали:
Илья Флегинский, Олеся Сальникова