Газета "Завтра" Номер 46 (626) от 16 ноября 2005 г.
Анастасия Смирнова, Иван Калиничев
"Последние танки в Париже" на данный момент самый востребованный из экспортируемых в сознание масс рок-продукт из Выборга. Лидер "Танков" Алексей НИКОНОВ добился, казалось бы, невозможного — смешал эстетику поп-панка с довольно серьезными, но в то же время вполне удобоваримыми для "поглощения" текстами, озаглавив сей продукт "спагетти-панком". Данный термин Никонов уже десятки раз интерпретировал в своих провокационных интервью, поэтому назовем его проще "глэм-панк". Карнавальная эстетика, проповедуемая группой, сближает их с еще одним артефактом "русского рока" — почетными жителями андеграунда "Соломенными енотами".
"Последние танки в Париже" являются одним из немногих островов автономной культуры в России. Стараясь охарактеризовать группу, я не нахожу по отношению к ней лучшего слова, чем "курьезная". Обладая мейнстримовским звучанием с неглупыми, но в большинстве своем довольно удобоваримыми для поглощения массами текстами, "Танки" не светятся в эфирах СМИ, да и тиражи их пластинок нельзя назвать заоблачными. Балансируя на грани пафоса и иронии, стихи Никонова звучат куда более актуальней многих "деятелей", исполняющих подобную музыку.
Атеизм и прокладки "оллвейз"
Это суперкомфорт
Очередной макдональдс
Пихают в открытый рот.
Когда подыхают с голода,
Потому что нельзя работать.
Свастика — это знак доллара
На пропагандистских банкнотах.
Корреспондент. Говорят, что вы становитесь стадионной группой?
Алексей НИКОНОВ. Мне все равно, для кого петь — для стадиона или для двух человек в клубе, я пою для абсолюта, меня вообще не волнуют количество и реакция зрителей.
Корр. То есть и на кухне под гитару споешь спокойно?
А.Н. А почему бы и нет. Многие песни именно так и придумываются на кухне в одиночестве. И стихи, особенно стихи. Я вообще больше поэт, чем музыкант.
Корр. У Маяковского есть известный трактат "Как делать стихи". А как делаешь стихи ты?
А.Н. Я никогда не пишу стихи специально. Лучше всего, когда диктует что-то другое, а не твой мозг. Мозг работает всего на 2 процента, его слушать нельзя. Первый стих я написал в 23 года, а роком и вовсе начал заниматься в 25 лет. Самая первая моя песня — "Пуля буржуям — веревка ментам". За эту песню нас еще в Выборге выгоняли из клуба со скандалом. И из-за песни "Гекс@ген" были проблемы с ментами.
В Выборге нас одно время никуда не пускали играть, даже не давали репетиционную базу. А сейчас вот многие из тех, кто организовывал на нас травлю, заявляют, что с самого начала помогали нам, но я могу сказать, что все, что мы делаем, — мы делаем не благодаря, а вопреки.
Корр. Пошел бы ты делать революцию?
А.Н. Я — да, пошел бы — за себя и за таких, как я.
Корр. А революция будет?
А.Н. Революция будет, хотя, может быть, называться это будет по-другому.
Корр. Ваш последний альбом называется "2084", прямой намек на Оруэлла, там есть параллели с его произведением?
А.Н. Скорее с его эмоциональным содержанием. Наш альбом про любовь в тоталитарном обществе — это сейчас очень актуально. Любовь сейчас используется как орудие в борьбе с недовольными. Слушателям и зрителям вытравливают настоящую любовь и дают суррогат в виде телесериалов и попсовых песен.
Корр. У тебя в песнях достаточно много мата, и он не такой безобидно-стебный, как у Шнура, а достаточно агрессивный.
А.Н. Я говорю на арго, для меня это не мат. Арго — это язык улиц, если поэт не говорит на языке улиц, то он никому не нужен.
Корр. Самый большой маразм, который ты встречал за последнее время?
А.Н. Это весенний поход музыкантов к Путину и особенно их об этом молчание. Власть стремится все контролировать, в том числе и музыку. И они не видят ничего. Пусть люди оглядятся вокруг и поймут, что творится. Им навязывают мнение власти, нужные правительству мысли и настроения, я не могу этого понять. Путин мне сразу не понравился. Победа Путина — это не победа человека, это победа КГБ над ЦК КПСС. Если заметили, у нас чередуется власть этих двух организаций. Только раньше КГБ так плотно у власти не была. Андропов был кэгэбешник, так его быстренько убрали. А сейчас вот оно.
Корр. Есть ли свобода в современном мире, не только в России?
А.Н. Свободы в мире нет и быть не может. Искать свободу — это и есть судьба каждого человека и особенно моя. В каждом человеке есть стремление к поиску свободы, и мое желание — выразить это стремление.
Корр. Любимый писатель?
А.Н. Чарльз Буковски — любимый писатель всей группы.
Корр. Почему ты стал участвовать в трибьюте Маяковскому?
А.Н. Маяковский — любимый поэт, а песня "Вам!" — это вообще про войну в Чечне. Ты знаешь, про Чечню у нас никто не говорит, потому что все боятся. Ни один рокер как следует, открыто не спел про Чечню, потому что это закрытая тема. Любой, у кого контракт, стремается говорить на закрытые темы.
Корр. А вы не боитесь?
А.Н. Нам нечего терять, кроме наших корейских гитар.
О живых выступлениях группы складываются легенды, их напор и бьющая через край энергия заставляют недоумевать даже почетных динозавров русского рока, не говоря уже о публике. Песни сменяются стихами, стихи — прогулками по телу бунюэлевской бритвы.
Как поэт Никонов выпустил два самостоятельных сборника стихов "Нехардкор" и "Техника быстрого письма", включающие в себя большинство из того, что звучало со сцены и ранее не публикованного.
Cчитая себя "мистическим анархистом", он меньше всего напоминает нигилиста в общепринятом понимании этого слова. Сознательно разрушая сложившийся образ современного панка — потрепанная тельняшка, плесень мыслей и вчерашняя свежесть одежды, Никонов ведет себя не как "лишний человек", а как человек, лишенный достойного общества. Отсюда и его позерство, неприятие политики как таковой, да и прочих устоев современного общества.
Крайних условий гордость
Грязная, как мораль.
За то, что хотели вольность,
Они получили сталь.
Деньги — свободу в бумаге.
Системы развитых культур.
Грязь фиолетовой радуги,
Зависимость от купюр.
Действительность это аббревиатура;
Полуфабрикаты стоят дешевле.
Постмодернизму дворовая культура
Это петля на шее.