nikonovptvp.spb.ru | новости | стихи | тексты песен | проза, интервью | файлы | ссылки | о сайте | поиск | гостевая

Лёха Никонов и Последние Танки в Париже

 

Интервью с Лёхой Никоновым, Питер, 21 августа 2004 года



Фон – Nick Cave и Joy Division

- Лёха, чего ты хочешь добиться своей поэзией? Ведь её мало где прочитаешь и услышишь
- Это ПОКА мало где прочитаешь и услышишь, а творческий позыв он не поддаётся рациональному объяснению наверное. Я чувствую, что я это должен делать, вот я это и делаю, а то где это напечатано и как это напечатано – это третий вопрос вообще и даже может быть десятый.

- Вообще какие твои любимые поэты?
- Сейчас мой любимый поэт – Борис Слуцкий, я люблю раннего Бродского, раннего Мандельштама, Франсуа Вийона, я очень люблю Шекспира, Маяковского и Буковского, из современных поэтов – Родионова и Немирова.

- Какое твоё любимое стихотворение Маяковского?
- Мне Маяковский нравится весь, и ранний, и поздний, от первого до последнего стихотворения. Вот знаешь, его критикуют за ЛЕФ (левый фронт искусства), а на самом деле нас окружает ЛЕФ, нас окружает ЛЕФ-овская эстетика, вся реклама на сорок процентов состоит из эстетики ЛЕФ-а. То о чём говорил Левый Фронт, что искусство будет служить рекламе. Маяковский – сложная фигура, судить о нём с позиции современности нелегко. Я не скажу, что я его фэн, но считаю, что всё, что он делал – это искусство, несмотря на все эти идеологические штампы, которым он был привержен, но опять таки, это его личная позиция была, он имел на неё право как большой поэт

- Твоё отношение к серебряному веку?
- Неоднозначное (смеётся) – Я, как это ни странно, люблю Ходасевича за его простой слог, я презрительно отношусь к Брюсову, ко всяким Аннинским. Я не люблю этот пафос повышенный серебряного века, хотя вот акмеисты, Ходасевич, они уходили от этого пафоса. Смотря что называть "серебряным веком" – течение в литературе? Такого не было! Называть так поколение – тоже неправильно, потому что если мы сравним Хлебникова и Блока – это две совершенно разные фигуры. Мне серебряный век не кажется чем-то таким монолитно-единым, это была предреволюционная ситуация в литературе и поэтому серебряный век оставил такой след в литературном процессе и до сих пор влияет на литературный язык. Другой вопрос, чем это влияние для современной поэзии оборачивается. Отсутствием современного языка и современной темы! Меня, например, многие упрекают за ненормативную лексику, но ведь это разговорный язык, современный разговорный язык, современный разговорный язык улицы и я его буду использовать. Именно для придания тексту живости и непосредственности, а не для какого-то там "шокирования обывателя" и прочей лабуды. Наследие серебряного века нельзя недооценивать, но переоценить его необходимо!!! Для современного поэта – жизненно необходимо!

- Лёха, ахматовский "сор из избы" – принцип искусства?
- Объясняю. Параллель какова – "когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда" – я взял и этот сор, из которого стихи произрастают в "Технике Быстрого Письма", вытащил на всеобщее обозрение – помнишь, первую редакцию? Она к четвёртой уже мало отношения имеет, а в пятой редакции там вообще от неё мало чего останется. То есть, я впервые выставил творческую лабораторию на всеобщее обозрение. Это пытался сделать Маяковский – "Как я пишу стихи" – но он это пытался это сделать теоретическими приёмами, а так как я себя ни в коем случае не считаю теоретиком, то я делаю всё просто на практике, я не говорю о том "как" и "что" – я сам не знаю "как"

- Лёха, можно жить так как ты, но писать не так как ты? Ты приехал из Выборга, замкнутого города – там есть два варианта – какой-нибудь чувак будет либо торчать, либо уедет
- На самом деле в этом есть как отрицательные моменты, так и положительные – ты находишься в совершеннейшей творческой блокаде. Если в Ленинграде и в Москве ты постоянно можешь наблюдать какие-то творческие акты, на концерты ходить, общаться с людьми, которые занимаются литературой и музыкой – то в маленьком городе это невозможно. Там если есть какая-то такая структура, то она чаще всего филистёрская, малочисленная сама по себе и убогая. И находясь в этой блокаде, конечно, ты становишься очень сильно самобытным. То есть у блокады этой есть плюсы, но есть и минусы – и их достаточно.

- Вопрос по мотивам "Я голосую". Есть ли власть?
- За которую я пошёл бы голосовать? Не-ет, власть – это позор. Как я буду голосовать за позор? За власть? Нет, это невозможно. Институт власти должен быть уничтожен, и я понимаю, что это утопичная идея

- Это и есть твоё понимание анархии?
- У меня власть вызывает только отвращение, больше ничего. Я при всех своих реакционных селиновских замашках, остаюсь последовательным анархистом и никогда этого не скрывал. Я повторю, я остаюсь последовательным анархистом.

- Лёха, есть ли перспективы развития Выборгской музыки?
- Перспектива есть. Вот что такое "Выборгская волна" – это то, что появилось не благодаря чему-то, а вопреки. Вопреки дебилизму всех организаторов музыки в Выборге, которые ничего не делают для развития, они просто сидят как овощи на своей грядке. Рубят они с концерта по триста рублей – и похуй, вот в общем-то, почему мы там со всеми и разосрались. Они не хотят не прогрессировать, ничего. И, понимаешь, когда молодая группа начинает играть желательно, чтобы она играла на нормальном звуке, который бы хоть немного нашему времени соответствовал. В Выборге всё это на двадцать лет назад. Там весь аппарат – говно, всё – говно. И все группы, которые в Выборге были, они что-то делают только вопреки, а сейчас нужно немного пиздатого звука, чтобы люди не коснели. Но в Выборге сейчас есть и хорошие группы – самая самобытная – это "Арттестер", с которыми мы – большие друзья! Я думаю, что крутая группа, она и при хуёвом звуке прорвётся, но для "Волны" нужен нормальный аппарат и люди нормальные.

- Твоё отношение к Нашему Радио
- Нет, Диман, чего тут, какое отношение может быть – каждый занимается своим делом – кто барыжит – пусть барыжит. Это всё равно что пойти к директору какого-нибудь лабаза и сказать – "Слышь, ты, охуел что-ли тут барыжить?" Пусть барыжит

- Какие современные российские группы тебе близки?
- "Соломенные Еноты" мне очень нравятся, "Химеру" я слушаю из русского и, пожалуй всё. Из иностранных – я воспитан на "Cure", "Suede". Сейчас моя любимая группа "Joy Division". Я слушаю очень мало панк-рока

- Лёха, не так давно один мой знакомый сказал, что ты более всего актёр. Как ты такие заявление воспринимаешь?
- Актёр – это немного оскорбительно звучит для меня. Я иногда хочу вести себя спокойно, но процесс бессознательный, контролировать его невозможно. Состояние на сцене – это, конечно, трудно описать словами. Я не могу объяснить словами – передаётся только поэзией. Проза конкретна, а поэзия говорит многое вне слов. Нет, ни в коем случае не актёр, потому что актёр – кривляка и клоун.

- Тебя не ломает, что определённая часть людей на концерте тебя не слушает?
- Так всегда бывает. Если из десяти чуваков, которые пришли на концерт рубиться, один потом почитает мои стихи – да даже не мои – любые стихи – это будет уже пиздато. Я не делю публику на плохих и хороших – я любую уважаю. Я готов играть на любой публике! Подчёркиваю это ещё раз – Я БУДУ ИГРАТЬ ВЕЗДЕ, ГДЕ МНЕ ДАЮТ ИГРАТЬ! Не будем только на фашистских концертах играть никогда!

- Твоё отношение к Буковски
- Буковски... Благодаря Буковски я полюбил Хемингуэя, не то чтобы полюбил, но понял. Так же как благодаря Прусту я начал читать Бальзака, хотя ни Бальзак, ни Хемингуэй мне вообще не близки. Мне нравится Буковски своей внешней простотой, за которой сильная страсть. Первый его сборник стихотворений. Невозможно охуенный! Буковски – писатель двадцать первого века.

- Мне недавно один человек заявил, что рассказы Буковски "прикольные"
- Это то же самое, что ты спрашивал про сцену. Люди, которые не понимают, им тоже нравится. Глубина понимания разная – давай построим такую шкалу – глубина понимания. Вот, предположим, чувак. Который круто в мои стихи врубается – сколько у него процентов понимания – всё равно не сто – пусть восемьдесят три. И есть детка семнадцатилетняя, у которой три процента понимания – и кто из них мне ближе? Помнишь, ты говорил о животном состоянии? Кто сказал, что это хуже, чем интеллектуальное понимание? Животное просто звучит грубо, но интеллект уступает чувству, это точно. Если честно, мне приятнее, когда девочка переписывает мои стихи себе в тетрадку, чем снисходительное похлопывание по плечу какого-нибудь филолога из института.

- Лёха, расскажи о группе, которую ты мечтаешь услышать
- Я хочу услышать современный "Joy Division" – то есть не музыку в стиле, но отношение к предмету творчества, минимализм во всём плюс новое звучание. Но его нужно делать самому, потому что многие звукорежиссёры в России работают по шаблону. Нужны простые тексты, простая музыка, без запилов. Расскажу сейчас историю про происхождение нашего нового альбома "2084". Мы сидели с Дэном и слушали сборник мерзкого рокапопса. Я сижу, слушаю, и говорю "Дэн, блядь, когда же будет группа, о которой я мечтаю в лирической теме? То есть, когда о любви начнут говорить не сопливым, сюсюкающим языком, блядь. Ведь любовь это часть жизни. И в ней как и в жизни есть крутые, пиздатые чувства, но есть и жуткие, мерзкие моменты, а у этих уебанов любовь – какая-то, блядь, игрушка конвеерная. Я мечтаю об альбоме, в котором будут показаны все аспекты лирики – от низкого до высокого, где любовь будет бомбой, а не кондитерской приправой очередного фаст-фуда", и Дэн отвечает "Давай такой альбом сами запишем" И мы этот альбом записали. Так что альбом группы, которую я хотел бы услышать, выйдет, наверное, в октябре.


Дмитрий Меркулов