Леха Никонов: "Может быть я слишком много вру в своей частной жизни, поэтому мне нужно место, где я могу быть самим собой. Это место - ПТВП."
Часть вопросов была задана Никонову в начале августа 2001 на Московском вокзале, перед отъездом интервьюируемого на отдых в Новороссийск, ответы на них были получены на бумаге спустя два месяца и снабжены таким комментарием: "Здравствуй, Рома! Как дела? Вот мои ответы на твои вопросы. Прости за неправильный порядок и некоторое увиливание - но ведь между строк читать куда интереснее, и я, если честно, считаю это (увиливание) меньшим позерством, нежели готовые лозунги, так любимые некоторыми идеологами движения. Думаю, ты не будешь слишком строг к моим невинным проделкам... Санкт-Петербург - Выборг - Новороссийск - Санкт-Петербург - Выборг. Август 2001." Вторая порция вопросов была задана перед концертом ПТВП в питерском клубе "Фронт" осенью 2001, ответы фиксировались при помощи диктофона.
Давно хотел спросить: сколько тебе лет? И каков возраст остальных участников ПТВП?
Мне 28 - Егору с Максом по 25 -- Дениске - 16 - Валя (наш Мэйк ап) - 21 (зачеркнуто и исправлено на 12 - примечания Романа Измайлова)
И еще мне очень хотелось бы услышать о тех временах, когда все начиналось... Когда и почему появились ПТВП? Как ты почувствовал необходимость выходить на сцену, необходимость высказаться? Зачем тебе это нужно?
Может быть я слишком много вру в своей частной жизни, поэтому мне нужно место, где я могу быть самим собой. Это место - ПТВП. Толчком послужил кайф - приход на концерте "EgaZeba". В этом куске моей жизни на меня, конечно, очень сильно повлиял Рэтд. Я понял, что можно быть искренним без актерства и прочего говна, которое обычно ставится со словом "сцена". А появились ПТВП где-то году в 1996-м, точно не помню...
Ну, а если глубже копнуть? Помнишь, когда впервые за гитару взялся, как это было? Когда стихи начал писать? Я вот отчетливо помню: на спор писал чудовищное стихотворение про мишек и белочек, на время (хотел доказать, что смогу). По-моему, это было года в четыре... Как насчет тебя?
Помню как начал читать - как и все, в детском саду... А писать... Наверное, мне было 22 или 23. Да, где-то так, мой детский сад продолжался до 23-х лет.
Был ли какой-то толчок в твоей жизни, после которого ты понял, что из тебя посыпались стихи?
Нет, я не помню ничего такого... Я помню, как впервые в жизни взялся за гитару - это было на репетиции, мне пришлось тогда играть, потому что наш тогдашний гитарист, Колян Бенихаев, торчал постоянно. А во второй раз в жизни я играл на гитаре уже на концерте, это было в "TaMtAm'е", опять же потому, что Бенихаев не мог играть - у него тряслись руки из-за отходняков.
Джордж: Ты назвал когда-то "Химеру" главной группой девяностых. Почему?
Потому что "Химера" - главная группа девяностых.
Джордж и Роман Измайлов (хором): По-че-му?
Ни фига себе, почему... На эту тему нужно статьи писать и исследования делать. Если коротко, то по-моему "Химера" - единственная самобытная группа девяностых, вернее, первая в ряду самобытных русских панк-групп, которые мне удавалось слышать тогда - так лучше. Потому что эти парни на самом деле жили не в девяностых, как все мы, а в двухтысячном, на шаг впереди своего времени.
Джордж: А есть такая четкая грань между двухтысячным и девяностыми? Или тут плавный переход?
Не знаю ничего про грани. По-моему, девяностые еще не закончились, по крайней мере в искусстве. Я считаю, то, чем мы занимаемся искусством.
Роман Измайлов: Что твои родители думают о ПТВП? Встретил ли ты какое-либо противодействие с их стороны?
Очень осторожное отношение. Очень осторожное. Вообще, это закрытая тема в моих с мамой разговорах. Закрытая.
Почему на концерт ПТВП в Выборге в основном приходят двенадцатилетние девочки, а на концерт в Питере - двадцатилетние панки? Доволен ли ты своей аудиторией?
Самый интересный вопрос! Я не знаю ответа. Но это тоже, знаешь ли, упрощение. В Выборге приходит много разных людей, как, впрочем, и в Питере... Хотя есть в этом вопросе определенный смысл... А аудиторией я доволен, да. Это их лучший возраст...
Девочек или панков?
Конечно же и девочек, и панков.
О чем песня "жирного убью"?
О том, что жирного надо убить. Или нет?
Я знаю, что ты нигде не работаешь... Откуда тогда ты берешь деньги? И вообще, что ты думаешь о работе: плюсы и минусы...
Я сдаю квартиру за 80 долларов, плюс около 40 долларов мне приносят всякие халтуры. А плюсов в работе я не вижу... Вернее так - работа - это не то, за что ты получаешь зарплату, это то ради чего ты живешь. Писать стихи - это тоже работа, только другая, внутренняя. Бродский на суде говорил, когда его обвиняли в тунеядстве: "Я работал. Я писал стихи..." Вот оно, он не говорил, что работал слесарем, хотя слесарем он тоже работал. Он писал стихи. Я тоже пишу стихи.
Чем жизнь в Выборге отличается от жизни в "столицах"? Насколько развита панк хардкор сцена?
Жизнь тут поспокойнее. С другой стороны, именно здесь (в таких городах) происходят всякие "Бесы" и "Твин Пиксы". В этом я вижу определенный плюс... А punk сцена сейчас у нас в стадии зарождения, пока ни шатко, ни валко. Но в общем, лучше, чем раньше.
Когда я был в Выборге, мне показалось, что местные менты агрессивнее, злее, опаснее, чем в Питере. Они словно продолжают жить во временах СССР, ничего не изменилось в их поведении с тех пор. Это так?
Да, да, это так! Они меня, блядь, знаешь как заебали!!!
Что для тебя значит слово "образование"? Для чего нужно высшее образование? Сам-то ты, где учился?
Какое, на хуй, учился! Восемь классов и два коридора. "Образование" нужно для того, чтобы вписать человека в систему. Образование - это опыт и информация; и то, и другое я хаваю из жизни и книг (никаких компьютеров - у меня на них идиосинкразия (медицинский термин, означающий индивидуальную непереносимость лекарств - примечания Романа Измайлова)). А эти ебаные снобы из ВУЗов могут только манипулировать понятиями, это единственное, чему их учат. Но ведь это не имеет отношения к жизненному ребусу - его вас никто не научит разгадывать, кроме меня. Я, бля, научу щас! Берешь человека и как нагадившего кота в его собственное говно - хуяк! И тут ему уже никакое ЛГУ не поможет, в этом, бля, говне. Короче, жизнь учим не по учебникам. Ура! Да, блин, вот еще что... Это все касается гуманитарных ВУЗов, по части техники я полный дуб, не знаю чему там учат. В этой области знаний, возможно, и необходимо систематическое образование, не знаю...
Хотел бы ты перебраться жить в Питер или Москву?
Пожалуй, но лучше бы в Роттердам.
Джордж: Тебе нравится, когда тебя фотографируют?
Нет, нет! У меня вся рожа потом в прыщах! Вот мы на днях делали концерт в "Молоке", где я впервые устраивал мужской стриптиз на сцене, после этого лайва у меня все тело в прыщах - смотри (показывает), меня там очень много фотографировали...
Шарапов: Фил из "Талонов Нет" устраивал стриптиз на сцене еще в середине девяностых...
Блядь, я говорю только о себе! В "Молоке" я впервые раздевался на сцене, причем делал это не для того, чтобы кого-то шокировать, а... Короче, это было всего лишь визуальное дополнение стихов, второй план. Это вам, бля, не порнография
Джордж: Что тебя больше всего заводит: музыка или секс?
Это одно и то же. На сцене мы занимаемся харазментом, домогательством... не только этим, но это - одна из составляющих нашего творчества. (После паузы, глубокомысленно, с акцентом на последний слог) Интересное слово "хараз-мент". К вопросу о сексе и ментах: пацаны, пожалуйста, не публикуйте нигде мой телефон, у меня из-за этого всякие проблемы начинаются...
OK. Если бы у тебя была возможность выбора, что бы ты предпочел: беспроблемное существование или бег с препятствиями?
Беспроблемный бег с препятствиями.
Ты говорил как-то, что тебе очень не понравилось интервью, данное тобой московскому зину "Positive". Почему? На мой взгляд, очень сильное и провокационное интервью.
Потому что мне не нравятся, когда мою личную, интимную жизнь выставляют напоказ.
Но ведь ты сам этим занимаешься - выставляешь свою интимную жизнь на всеобщее осмотрение...
Нет! Нет! Этот этап уже пережит! Все, что я делаю на сцене или говорю в интервью, это, блядь, не синонимы слова "интимный".
Ну, это не единственный случай на моей памяти, когда ты недоволен данным тобой интервью... это я вижу практически всегда: "Блядь, зачем они это напечатали? Я сейчас уже так не думаю!" Почему ты так переживаешь из-за того, что не стоишь на месте?
Я ни от чего не отрекаюсь! У меня в жизни было много этапов, и я ни одного не выделяю, ни один из них ничем не лучше и не хуже остальных. Просто когда этап заканчивается, а в журнале ты читаешь прошлогоднее интервью, там уже не сегодняшний я, там уже не я... Вообще, это какой-то ребус, разгадывайте его сами. И еще: я использую постмодернистские приемы, потому что с постмодернизмом иначе бороться нельзя, по-другому его не закопать... Но потом, когда я смотрю на это со стороны, меня иногда коробит.
Шарапов: Это то же самое, как в своей книжке "НеХардКор" ты прибег к комментариям и в тоже время сам утверждал когда-то, что комментарии - одно из выразительных средств постмодернизма...
Ты просто невнимательно читал! Там же написано, что это не комментарии, а часть текста...
Я ее вообще пока не читал, только мельком просмотрел...
Вот! Если бы ты ее читал, то наверняка заметил бы, что помимо комментариев там есть еще и комментарии к комментариям.
Хорошо. Читал ли ты "Алису в стране чудес?"
Да, конечно.
Помнишь, как Шалтай-Болтай распотрошил в этой книге слово "бумажник"? Как бы ты распотрошил слово "Никонов"? И почему именно "Леха", а не Алексей, не Леша и не Лелик?
Не надо потрошить слово "Никонов", тут у меня ассоциативный ряд не работает. Есть уже "автомат никонова", стрелковое оружие такое - этого вполне достаточно. Не знаю, почему "Леха", так, наверное, исторически сложилось... А может быть я просто подсознательно стесняюсь того, что шепелявлю, и произношение слова "Алексей" меня выдает, а "Леха" - нет. Вообще - стоп! Стоп! Литературный прием, нуждающийся в объяснении теряет смысл. Подпись - это тоже литературный прием.
Роман Измайлов: Кто такие поэты? Чем они отличаются от остальных людей?
Ну, я уже попытался ответить на этот вопрос вот в этом вот стихотворении:
я это уже видал...
кулак пустоты достал,
очередной поэт
несёт окаянный бред.
а хочешь, стихи послушай:
из "ящика" лезут в душу
слюнявыми, грязными ртами,
и многоэтажки достали;
до радуги руки тянут,
но скоро они застрянут
в куске ожидаемой тучи.
никто ничему не учит,
а только имеет власть,
которую могут украсть
поэты. но эти бухают,
торчат, а другие икают
от дорогой жратвы -
крутые поэты москвы.
помоями обливаясь,
лезет в глаза реальность.
весна начинается поздно
и прыгают в слякоть звёзды.
в промзоне ревут моторы,
какие-то ... режиссёры
реальности... подменили - вот дверь,
для которой не надо ключей -
форму и ход вещей.
Отличие в том, что для поэта реальность неустойчива... И пытаясь как-то закрепиться, создавая из хаоса (нагромождения слов) видимость некоего порядка он конкурирует с богом. Вот так, наверное. Как Немиров сказал: "Я - поэт, творец искусства, а вы ничтожное говно". Во! Еще вспомнил слова Луиса Мак-Ниса: "Мы лишь пытаемся научиться пользоваться словами, а остальное - не наше дело".
Роман Измайлов: Любовь и пошлость... Чего больше в твоей жизни?
Надеюсь, что пошлости - лучшего стимулятора для поэта (далее идут гашиш и подозрительные связи). Пошлость развивает чувство брезгливости и ответственности перед временем (а не перед людьми!!!!! - в этом смысле я никому не должен).
Безнаказанность - это хорошо или плохо? Что бы ты сделал, если бы ты был уверен в безнаказанности своих действий?
Убил бы Егора Летова. А вообще, трудно рассуждать о том, чего нет... Закон компенсации исключает существование безнаказанности, ее не существует. А государственная машина, берущая на себя право формулировать законы и карать - пошла она, короче, на хуй!
Что такое свобода? Кому и зачем она нужна?
Свобода - необходимость осознания. А ваще, советую тебе почитать Бердяева, он эту тему так распахал, что после него даже неохота своим провинциальным умишком что-либо вымучивать... Извини.
Что ты думаешь о свободе по Достоевскому (то мгновении за минуту перед самоубийством, как единственно возможном миге ощущения абсолютной свободы)? И отсюда еще один вопрос: задумывался ли ты когда-нибудь о самоубийстве? Что ты думаешь о людях, идущих на этот шаг?
Это не только по Достоевскому, это и по Камю, и по Сартру, и по Ницше. Мне очень нравится, как все это обосрал Набоков в финале "Лолиты"... Вообще, я че то и не задумывался над этим.
И раз уж мы залезли в эти дебри, скажи пожалуйста, образ Николая Ставрогина тебе близок?
Э-э-э-э-э-х-х-х!
Мориссон - Никонов. Как тебе такая параллель?
Ну, не знаю... У меня стихи уж всяко получше, хотя многие стороны жизни у нас совпадают, конечно. И Рембо (ударение на последний слог) он также высоко ценил, и менты его со сцены прибирали и вообще... Только мы вроде не такие захипованные. Да, да, да! Я - sex hero не хипан, ебаный в рот.
Чего боится Леха Никонов?
Смерти, старости и алкоголя.
Враги у тебя есть?
Да, вот их список: Бальмонт, Пикассо, Лимонов, Бальзак, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, Кастанеда, Лютер, Пресли, Баркашов, Дидро, Кант, Чернышевский, Битлз, Бодлер, Верховенский, Евтушенко, Солженицын...
Что лучше: честно или интересно?
Лучше честно, потому что без этого неинтересно...
Мечта?
Два килограмма высококачественного гашиша.
Меня часто спрашивают: почему я тиражирую никому не нужные записи никому не известных групп? Обычно я отвечаю, что музыка, которую я издаю - классная, что я ее люблю и хочу чтобы она была доступна не только мне и узкому кругу "посвященных"... И тогда следует второй вопрос, на который я уже не могу ответить: а почему сами группы этим не занимаются? Действительно, почему?
Не знаю, мне просто лень. Я лентяй, распиздяй и мудак. Прости меня, Ромка, за это. Понимаешь, мне ведь нужно их всех, всех выебать, а их три миллиарда - все свободное время тратится на это. Да, на групповуху и на прочие либерти...
Каким бы ты хотел видеть будущее ПТВП?
Я бы хотел, чтобы мы стали более слащавыми и претенциозными. Да, именно так.
Спасибо. Наверняка еще есть незаданные вопросы, на которые тебе хотелось бы ответить... Или просто добавить что-нибудь?
Таких вопросов до хуя, но это уже до следующего раза, ладно?
плюшевый оранжевый медвежонок на одеяле зелёную клетку -
- так редко
тебя можно видеть и гладить по яркому плюшу;
впрочем эта игрушка
существует в сознании ровно столько, сколько я обращаю внимание
на (многоточие) или на этикетку бутылки вина (или на то, что
c тех пор, как Позволено это помнить, мы живы.)
есть эффект застывания времени в цепи случайностей (кроме,
разумеется, Шивы)
окружающих каждого, даже меня,
поэта, в сиянии судорог ночи
в таких игрушках дети рабочих
разбираются лучше, чем вы или я...
***
знаю, что эту грязь, вылитую на охуевших современников оправдают
и даже добавят
чувство вины, вокзал и тот самый
проспект, упомянутый в тысячах сочинений,
рекламы нажравшийся,
в универсамы
блюющий. Моё поколение -
это тираж малобюджетного фильма. Наркотический бум девяностых,
бывший всего лишь началом, просто
началом малобюджетного фильма,
время в котором (читай внимательно) не растворилось, а только застыло...
(в общем-то текст оказался про это)
смотрите, как для поэта
вечность танцует стриптиз.
***
мир предложением выразив:
"Идите все на хуй",
междугородним вызовом
я тебя всё равно трахнул.
твои одноклассники видели,
как ебались в парадной. с грязью
мешаю уже не vers libre,
в окне, захарканном провинциальной мразью
твои одноклассники видели б
вселенной пизду, распластанную
между кривыми рамами
тебя невозможную, грязную,
вымаранную
моими самыми точными
прогнозами революций,
они бы тогда закончили
тысячами поллюций.
***
карантин
поворачиваясь к стене лицом
сирены заводов орут
словно определённый сорт
девушек которые дают
наглая пасть банка (в нём
делают представителей мидл-класса)
медленно раскрывается а потом
на улицу выползает зараза
утро размазанное по глазам
словно серийный убийца
работающий по часам
лица людей просто сводят с ума
одинаковостью реакции
в районе депо тюрьма
трясётся от мастурбации...
***
форма
бессмысленно и скоро
вычёркивал слова
растёт трава
над нею горы
и облака на одноцветном небе
рисуют сложные узоры.
все ангелы давно ослепли
разгадывая правила игры
стрекозы мухи комары
терзают опустевший воздух
и кажется, что снова вечер
уже ползёт навстречу
солнцу прозрачная луна,
а у чердачного окна
застыл пропавший день
Роман Измайлов, Шарапов, Джордж