nikonovptvp.spb.ru | новости | стихи | тексты песен | проза, интервью | файлы | ссылки | о сайте | поиск | гостевая

Лёха Никонов и Последние Танки в Париже

 

Леха Никонов: Я единственный профессиональный поэт в России



26.05.2011

Лидер группы П.Т.В.П. дал эксклюзивное интервью afisha.tochka.net.

29 мая питерский поэт и музыкант Леха Никонов выступит в Киеве со своими стихами в рамках всеукраинского тура "Грязные 15".

Накануне киевского выступления мы встретились с Никоновым и поговорили о его поэтическом туре, новом альбоме и первом концерте П.Т.В.П. в Киеве.





Расскажи о своем туре "Грязные 15". Что ты подготовил для своих поклонников?

В этом году исполнилось 15 лет, как я впервые прочитал свои стихи публично, на сцене. Эти годы были не совсем чистые... грязные, разные были.

Я буду читать свои новые и старые стихи, отрывки из поэмы "Медея" и стихотворные монологи из "Макбета" - все, что войдет в мой новый сборник "Медея".

Будешь его издавать?

Не знаю еще. Мне надо его для самого себя написать. Я его начитаю, или выложу в интернете, или кто-то издаст и выложит. Для меня это не важно. Главное знать, что я сделал этот сборник таким, как я хотел. А все, кто захотят его почитать, найдут.

Есть, конечно, искушение выпустить еще один тираж сборника "Нулевые", но это ни к чему. Денег заработать или тщеславие потешить? Это не нужно. Вообще, скоро поэзия будет устной, читать разучатся и будут только слушать. Греки поэзию только так и слушали, не записывали. Мы возвращаемся к архаичным формам, это нормально. Все терпит изменения.



Почему в этот раз ты приезжаешь со стихами, а не со своей группой "Последние Танки в Париже" (П.Т.В.П.)?

Сейчас у меня поэтический тур по Украине. Мы посетим шесть городов - Харьков, Севастополь, Одессу, Днепропетровск, Николаев и Киев.

Это "маяковщина". В начале прошлого века Маяковский, Бурлюк и Каменский отправились в тур. Они были в Одессе, Харькове и других городах. Вот и у меня что-то подобное.

Это твои любимые поэты?

Да, он мне нравится, я вырос на Маяковском. Но мне кажется, что я больше взял от французов, чем от Маяковского. У Маяковского были другие задачи, чем у меня, да и он в другое время жил, это совсем другой поэт. Я более истеричный, наверное.

Чувствуешь ли ты какую-то цензуру по отношению к себе? Твоя первая книга очень долго не издавалась.

Литературоведы меня игнорируют, для них я вообще не существую. Но это единственный выход для них.

Когда я поставил "Макбета" (премьера состоялась в Санкт-Петербурге 16 мая - ред.), вылезли все эти искусствоведы, и предъявили мне, что там матов нет (смеется). Меня всегда упрекают и обвиняют в том, что в моих стихах много матов, что я злоупотребляю арго, а тут, видимо, не к чему было придраться. Для меня важно, чтобы публика приходила, а не мнение этих литературоведов.

Ты составляешь программу выступления заранее?

Да, конечно. Порядок важен. В каждый город приезжаю и составляю список стихов, которые буду читать, потом какие-то выбрасываю, чаще всего лирические. И ложусь спать перед концертом.

Иногда я читаю стихи 50 минут, а иногда 2 часа 50 минут могу читать. Время и пространство субъективно. Все по Канту. На сцене это очень очевидно. На сцене настоящая жизнь, там все понятно: это плохо, а это хорошо. В жизни сложнее, не все так однозначно. Находиться по ту сторону добра и зла все время очень тяжело. Но приходится.

Ты себя считаешь в первую очередь поэтом или музыкантом?

Я - поэт, конечно. Я зарабатываю стихами, я единственный профессиональный поэт в России. Много езжу по стране, постоянно нахожусь в туре. Ни один поэт не метался как я. Только Владимир Высоцкий, но он с гитарой ездил.

Но свои книги не продаю. Одно время продавал, но потом мне стало стыдно. Плохая идея барыжить книгами.

Как больше нравится выступать: самому или с группой?

С музыкантами, конечно, больше нравится, они поддерживают. Одному тяжело на сцене, выкладываешься больше.

Чем отличаются твои стихи от песен? Как ты определяешь, какие из них станут песнями?

Я сразу песни пишу как песни, а стихи как стихи. Текст песни ложится на определенный ритм, а в стихах есть свой внутренний ритм. Для песни сначала придумываю мелодию, а потом пытаюсь найти слова для нее.

Например, недавно написал новую песню "Правила нелегальной борьбы". Просто шел по городу и придумал. Чаще всего припевы или первые строчки приходят из жизни. Я пою о том, что вижу. Если я что-то говорю, я в этом уверен, иначе, зачем писать стихи?

Песня "Чиво, чиво" так и родилась. Я не все помню из своей личной жизни, но помню историю каждой своей песни или стихотворения.



Расскажи о вашем последнем альбоме "Порядок вещей"

Этот альбом мы впервые сами аранжировали и сами продюсировали. "Порядок вещей" - это поп-альбом в андеграундных условиях. Мои любимые песни - "Порядок вещей" и "Песня без правил". Немного из альбома выбивается песня "Что такое счастье", у нее слишком назойливая мелодия. А в целом я доволен.

Сейчас мы работаем над новым альбомом. Есть много идей, уже готовы несколько песен. Рабочее название - "Правила нелегальной борьбы", хотя оно еще может измениться. Это будет совсем другой альбом, больше для пацанов. Он будет нонконформистским, совсем другим по звучанию. Песни будут совсем о другом, никакой рефлексии. Будет много агрессии и обвинений. Потому что я разозлен на порядок вещей.

Расскажи о первом концерте П.Т.В.П. в Киеве.

Мы играли в Киеве один раз - в ноябре прошлого года (12 ноября в клубе "Майдан" - ред.). Концерт спонтанно получился. Я приехал в Киев со своими стихами, а мои музыканты играли в "Медее" (панк-опера Джулиано Ди Капуа). Они там играют не как П.Т.В.П., а как музыканты, а я написал текст к этой опере.

Просто все так совпало, и мы подумали, почему бы не сделать концерт.

Я свои хорошие концерты не запоминаю, но в Киеве концерт получился хорошим. Наверное, потому, что был спонтанным. Обычно незапланированные вещи самые лучшие.

Это не лучший киевский клуб, но концерт очень крутой получился.

Спасибо (улыбается). Для нас не имеет значения, в каком клубе играть. Все зависит от концепции самого концерта. Презентации альбомов делаем в больших клубах, а просто выступать нам нравится в маленьких. Вообще, музыкант никогда не должен терять контакт со зрителем. Если что не так - с ноги зарядят с первого ряда, когда поймут, что ты в манию величия впал.

П.Т.В.П. - не коммерческий проект, так нам не интересно. Тут дело в позиции художника: ради чего ты делаешь то, что делаешь. Если по инерции, то зачем? Тогда лучше молчать. Молчание поэта - это тоже стихотворение. Я не хочу врать. У Льва Толстого было "не могу молчать", а у меня - "не хочу врать".