nikonovptvp.spb.ru | новости | стихи | тексты песен | проза, интервью | файлы | ссылки | о сайте | поиск | гостевая

Лёха Никонов и Последние Танки в Париже

 

Интервью журналу Fuzz (№11 2002)



С панком в стране напряженка. Постепенно загибается сама стилевая эстетика. Те единицы, у которых присутствует история популярности утратили идею в угоду заработку или имиджу. Как всегда остаётся надежда на новое поколение. Оглядываешься по сторонам с тоской во взоре, гораздо чаще, чем хотелось бы, приходится констатировать факт полной инфантильности в творчестве и дешевых понтов в имиджевом проявлении. Ирокез, крашеный аптечной зелёнкой, становится сродни театральному резанию вен, а кулон "анархия" из магазина "Рок-культура" - путеводной звездой провинциального поэта. Но именно из провинции в последнее время всё чаще приходит что-то интересное. К его числу относится и группа из Выборга ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ.


ПРИВЕТ ИЗ ГОРОДА ГУМБЕРТОВ

Выборг, если отбросить исторические достопримечательности и близость границы с Финляндией, - типичный провинциальный город, где каждый второй молодой человек считает себя поэтом или художником, где чем моложе girlfriend, тем это престижнее, где если не стимуляторы, то водка - единственный побег из реальности. Два-три кабака, городские аттракционы в центральном парке и набережная. В этой безнадёге обычно берёт начало креативная личность. И группа ПТВП, лидером которой является Алексей Никонов, - не исключение.
Официально группа существует с 1996 года, и успела выпустить три альбома. Популярность музыкантов в Питере начала заметно расти после того, как на них обратил благосклонный взгляд Андрей Владимирович Тропилло. За 6 лет группа поднаторела в клубных и фестивальных выступлениях. На концертах звучит вполне отрепетированная программа, произвольно прерываемая декламацией Алексеем своих стихов. И если он в ударе, то вполне может завести публику с пол-оборота, - благо артистичен от природы. Из созданного им образа, Никонов, похоже, редко выходит даже в жизни. В лучших традициях отечественного панка, в перерывах между коньяком, девушками, музыкой и стимуляторами он почитывает Шпенглера и Троцкого, может позволить себе вставить в одну из песен цитату из Камю, а также сочиняет истории в стиле Берроуза (хотя самого Вильяма считает торчком, а битников терпеть не может). Кроме того, он пишет талантливые "народные" тексты и любит рассуждать о постмодернизме.


ПЕРВЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПОЭТА

Лёша, я слышала, что существует четыре варианта расшифровки ПТВП. Ты можешь их обнародовать?

Алексей: Все говорить или только умные? Хорошо, все, кроме Путина. Путин уже не катит. Есть ещё вариант ПОШЛА ТЫ В ПИЗДУ. А если серьёзно, то группа раньше называлась ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО В ПАРИЖЕ. У нас был барабанщик, Рэтд. Он был лидером группы ХИМЕРА. Нам повезло, что он тоже с нами играл. Рэтд однажды сказал: "Парни, давайте называться ПОСЛЕДНИМИ ТАНКАМИ". Что мы и сделали. Ещё одно объяснение есть. Фильм Бертолуччи символизировал собой конец революции 1968 года - разочарование ситуационизма. Моя задача как поэта - не то чтобы этот ситуационизм возродить, но сделать на постмодернистском фарше нечто подобное. Я знаю, как нельзя, но не очень хорошо разбираюсь, как можно. Я знаю, как надо в поэзии. Но как надо в идеологии, я ещё до конца не сформулировал. Когда мне будет 32, тогда мы и поговорим.


"ГЕКСАГЕН" КАК СИМУЛЯТОР ГЕКСОГЕНА

Алексей: Наш первый альбом назывался "Девственность", хотя его с трудом можно назвать альбомом. Он шумовой и очень грязный. Второй альбом "Порномания" выпущен в 1999 году при помощи пацанов из группы АЭРОПЛАН, и третий, "ГексАген" выпущен в 2001 году. Сейчас его можно достать на дисках.

А первые альбомы - раритеты?

Алексей: Нет, почему, их тоже можно достать. Тот, кто слушал первый альбом, должен ходить с ирокезом и в грязных носках. А тот, кто слушал последний, должен читать Шпенглера и Хайдеггера.

Ваш стиль называют глэм-панком. Почему?

Алексей: Вообще-то, мы называемся "спагетти-панк". Это аллюзия на Сержио Леоне. Он снимал спагетти-вестерны. Это было массовое искусство. Именно потому, что наш панк массовый, мы называемся "спагетти-панк". Кроме того, в этой панковой форме мы несём совершенно противоположную идею, чем та, которая закладывается в этот стиль. Я не занимаюсь сложными социальными проблемами в текстах. Но это долго объяснять. Проще сказать так: мы все разноцветные и, в общем-то, не грязные парни. Как говориться, по одёжке встречают, по уму провожают. А мы хотели бы, чтобы нас встречали и по одёжке, и по уму. Потому и глэм-панк. Хотя это спорный термин.

Да, "по уму" - это хорошо. Тем более, что песня "Чиво-чиво" - очень концептуальная вещь.

Алексей: Между прочим, очень сложный текст, если рассматривать его с точки зрения семиотики. Некоторые записывают на бумажке, и учат его как Пушкина. "Чиво-чиво" - это крик отчаяния на самом деле. Вообще-то, весь, "ГексАген" - это альбом симулякров. Каждая песня по-своему соответствует какому-то музыкальному влиянию. Но это не плагиат. По сути, это последний постмодернистский альбом, после чего постмодернизм существовать просто не сможет. И мы поставили точку на нём.

Ты не боишься, что панки, которые будут слушать альбом, не поймут концепции этой работы?

Алексей: Альбом на то и рассчитан. Он весь и не должен нравиться. Хорошо, если от него будет переться тупой человек, или, скажем, засаженный на Сартре. Скажем, в песне "Кровь и сперма" есть фраза из Камю, а в "Империи" цитируется Бакунин. Если этого не заметят, то и Бог с ним. Правда, говорят, что искусство, которое не заметили, не имеет права на существование, но я думаю, что наше поколение - не такие уж дебилы. Оно просто делится на не очень образованных и очень образованных.


ПОСЛЕДНЯЯ СТАДИЯ ДЕФЛОРАЦИИ

Тебе приходилось выступать перед неадекватной аудиторией?

Алексей: Это же была целая история! Приехали шведы и устроили конкурс: кто выиграет, тот в Швецию поедет альбом записывать и будут жить там на полную халяву. Мы сдуру вписались. Приезжаем в клуб и начинаем подрубать, что это за параша. Я выхожу на сцену, а передо мной сидят реальные люди, все на брюликах и бабле. Говорю: "Здорово, толстые!" и тут же бритву достаю и по рукам - ших! Расстёгиваю штаны - и туда же... Нас, конечно, со сцены согнали. Там весь пол был залит отвратительной смесью, - не то, что кровью, а слизь такая получилась... противно. Какие-то бабушки выбежали, начали пол тут же намывать. А самое смешное, что вместе с бабушками голые тётки танцевать выскочили. И Паша Кашин на сцене. Мы плюнули на это всё и уехали. И получили третье место. Ха-ха! Потому, что по-другому они не понимают.

А кто занял первое место?

Алексей: ВРАГИ, но они, конечно же, никуда не поехали.

Как ты относишься к формуле "sex, drugs and Rock-n-Roll"?

Алексей: Нет! Я ненавижу рок-н-ролл. В Выборге был концерт "Звёзды Рок-н-ролла". Мы отказались в нём играть. Во-первых, мы не звёзды, во-вторых, мы не играем рок-н-ролл. Если бы было написано "Звёзы акробатического рок-н-ролла", мы бы сыграли.

Что ты будешь делать, когда заработаешь много денег?

Алексей: Куплю самолёт, посажу туда цыган с медведем и устрою бардак. А когда будем лететь над Атлантикой, открою иллюминатор и буду кричать: "Ха-амы!"


НИКОНОВ - НАШЕ ВСЁ!

"Наше всё" - это что-то вроде матерного слова, которое может выражать как крайнюю степень восхищения, как и глубину "попадалова". Несмотря на наше всё", Никонов, по сути, трагический персонаж, глубокий интроверт с экстравертными замашками пофигиста. Панк как современная форма юродства оказался универсален для него, как для личности и поэта. Его дефлорация - это потеря веры романтика в искренность окружающего мира.

Алексей: Я до пятого класса таким идейным парнем был, на всех собраниях салют отдавал. "Четвёртая высота" - вот что меня первое обмануло. Потом началась вся эта параша, и я голову сорвал. Думаю, ладно, в честь этого надо начинать пить и курить. В результате я сейчас учусь в школе рабочей молодёжи в десятом классе, потому что мне приятно с девочками-школьницами сидеть...

Елена Вишня